Статьи юриста

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА. КАК СОБЛЮСТИ?

Продолжаем разбирать Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18. ВС РФ пытается разделить информационные письма и саму претензию. Идентифицирует претензию как документ конкретизация нашей ситуации и определенные требования, которые мы предъявляем контрагенту и предлагаем решить в досудебном порядке.

Пленум нам говорит о том, что претензию должно подписать уполномоченное лицо от юридического лица – истца (п. 6 Постановления Пленума N 18). С физическими лицами там вроде попроще, подписать может само физическое лицо.

Кому направляется претензия и куда?
Естественно, претензию вы будете направлять своему ответчику, и будут применяться правила ст. 165.1 ГК РФ, которая посвящена юридически значимым сообщениям. Претензию можно направить в по юр. адресу организации/филиала, по месту регистрации/пребывания физического лица, или по адресу, указанному в договоре. Претензию необходимо направлять с описью вложения.

В Постановлении Пленума есть интересная оговорка о способе направления претензии посредством интернета (мессенджеры, соцсети, имейлы). ВС РФ отмечает, что такие способы должны быть закреплены договором, «либо данный способ переписки является обычно сложившейся деловой практикой между сторонами, ранее обмен корреспонденцией осуществлялся таким же образом» (абз. 1 п. 13 Постановления Пленума N 18).

Приложение к претензии.
Если законом или договором установлен перечень документов и (или) сведений, которые необходимо направить в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то ненаправление данных документов и (или) несообщение сведений, а также направление (сообщение) их в ненадлежащих форме или количестве не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка (п. 17 Постановления Пленума № 18). Но если у истца каких-то документов нет, а из того, что он приложил, понятно, что и почему он требует, то претензионный порядок все-таки соблюден. То есть с его стороны нет никакого злоупотребления, он все, что мог, сделал. Значит, соблюдает. Более того, если у другой стороны есть такие документы, то тем более.

В случае если обязательства без срока исполнения или до востребования ВС РФ разъяснил, что востребование (направление требования) – это не претензия, потому что после востребования еще будет время на исполнение. А потом надо еще заявить претензию (п. 18 Постановления Пленума N 18). То есть получается два письма вместо одного.

Пленум ВС РФ занимает позицию о том, что возражения о несоблюдении претензионного порядка нужно заявить как минимум до первого заявления по существу (п. 28 Постановления Пленума N 18). То есть свой первый отзыв на иск надо начинать с этого.

Запись на консультацию по телефону: +7 906 700-72-50.
Для получения онлайн консультации оставьте заявку на нашем сайте

Ассоциация Юристов "ЕС"
На страже Ваших интересов!

#юридическаяпомощьподольск #юристподольск #юристмосква #претензия #медиация #досудебныйпорядок #медиатор #досудебныйпорядокурегулированияспора #претензионныйпорядок
Физические лица Юридические лица